ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА
В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Мошенничество является одним из распространенных видов преступлений. Наиболее уязвимыми и наиболее предпочтительными для мошенников являются люди пожилого возраста. Пользуясь доверчивостью, преступники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно-коммунальных служб, вводят людей в заблуждение и завладевают материальными средствами.
В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ МОШЕННИКИ МОГУТ ДЕЙСТВОВАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ:
1) Визит домой (под видом представителей различных организаций, например, Пенсионного фонда, социальной службы, коммунальной компании и др.).
Достаточно только представиться сотрудником какой-либо значимой для пенсионера организации: СОБЕСом, например, или НАЛОГОВОЙ, а можно какой-нибудь страховой службой, или вовсе сказать, что из ЖЭКа… Пожилые люди доверчиво впускают мошенников в свой дом, не удосуживаясь проверить хотя бы удостоверения «сотрудников». «Работают» мошенники чаще всего вдвоем, и тогда, пока один отвлекает жертву, второй может незаметно изучить содержимое шкафчиков в квартире, сумок в поисках ценностей. Только после ухода незнакомцев потерпевшие обнаруживают пропажу вещей или денег.
-
Телефонные звонки с заведомо ложной информацией (звонки с просьбой о помощи, требования погашения задолженности и многое другое).
Преступники в ходе разговора представляются от имени родственников, либо сотрудников правоохранительных органов, сообщая заведомо ложную информацию о том, что их родные совершили тяжкое уголовное преступление, при этом предлагая вариант о не привлечении к ответственности за определенную сумму. На сегодняшний день эта схема является самой распространенной.
Встречаются вариации на тему: «Ваш родственник попал в больницу и за определенную плату мы переведем его в другую больницу с лучшими условиями ухода и лечения», при этом мошенники представляются главными врачами и предлагают прислать курьера на дом за деньгами Избежать возможности стать жертвой данных схем очень просто – достаточно позвонить Вашему родственнику, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.
3) Обман-рассылка (сообщения о выигрыше, доступ к услугам через отправку сообщений и т.д.).
В последние годы широкую популярность получили смс-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше автомобиля либо других ценных призов. Для получения «выигрыша» злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т.д. После получения денежных средств они перестают выходить на связь либо просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.
!!! Будьте бдительны и помните о том, что для того, чтобы что-то выиграть, необходимо принимать участие в розыгрыше. Все упоминания о том, что ваш номер является «счастливым» и оказался в списке участников лотереи, являются, как правило, лишь уловкой для привлечения вашего внимания.
Помните, что выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, но порядок уплаты налогов регламентирован действующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций, или так называемые «электронные кошельки» !!!
4) Сетевой маркетинг (предложение «выгодно» приобрести какой-нибудь аппарат, лекарства, средства бытовой химии и пр.).
Довольно часто преступники предлагают пожилым людям лекарственные средства, медицинские приборы по дешевой цене, бесплатные врачебные услуги на дому. Эти мошенники могут иметь начальное медицинское образование и в полной мере владеть специальной терминологией, использовать соответствующую атрибутику: халаты, медицинскую технику, бланки рецептов. При общении по телефону с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений, дистанционно ставят страшные диагнозы, при этом сразу назначают курс лечения якобы чудодейственным средством и ненавязчиво предлагают тут же его приобрести.
5) Классической схемой мошенничества является предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др.
НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ, КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ:
-
Остерегайтесь открывать двери незнакомым Вам людям;
-
Ни в коем случае не пускайте в дом посторонних лиц. Если они выдают себя за работников социальных служб или других учреждений спросите фамилию и телефон этой службы. Позвоните туда и убедитесь в достоверности. Если за дверью мошенник, он не станет дожидаться выяснения Вами ситуации;
-
Если же Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом, разговаривайте на пороге;
-
Не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т. д.);
-
Не оставляйте незнакомца одного в комнате;
-
Не покупайте никакие приборы, медикаменты или БАДы на дому, через курьера, либо с рук, ничего хорошего не приобретете;
-
Ни в коем случае не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, которые навязывают Вам любые услуги, в том числе и по телефону;
-
Не доверяйте свои деньги и ценности гадалкам и ясновидящим, встретившим вас на улице или явившимся к вам в дом;
-
Не поддавайтесь предложениям обменять деньги. Никакие операции с деньгами на дому не проводятся, а разного рода доплаты к социальным выплатам поступают гражданам привычным путем - на счет в банке или их приносит почтальон (разносчик пенсии).
-
Не обращайте внимание на СМС-ки с сообщением о выигрыше и просьбой отправить определенную сумму денег на незнакомый счет или номер;
-
Если вам позвонили по телефону и сообщили о том, что Ваш родственник попал в беду и для этого необходима определенная сумма денег, обязательно проверьте эту информацию, свяжитесь со своими родными;
-
Не верьте людям, предлагающим оформить путевку в санаторий со скидкой и требующих предоплаты.
ОБРАЩАЕМСЯ К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ ПЕНСИОНЕРОВ:
Доведите эти рекомендации до своих пожилых родителей и других родственников, чтобы оградить их от перечисленных неприятностей;
Если Вы или Ваши родственники стали жертвой мошенников, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение полиции или по телефону «02», с сотового телефона «102», «020», «112»
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
при проведении разъяснительной работы среди
получателей социальных услуг с целью недопущения
мошенничества в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальные работники, будьте бдительны!
В последнее время актуальной проблемой стало увеличение случаев мошеннических действий в отношении пожилых людей. Жертвами преступников чаще всего становятся ваши клиенты, поскольку большинство из них являются одинокими людьми и в силу своей изолированности, недостатка в общении легко вступают в контакт с незнакомцами. Мошенники же являются прекрасными психологами, могут легко и быстро обаять человека, расположить его к себе, используя при этом навыки красноречия и актерского мастерства.
Для предотвращения таких ситуаций следуйте следующему алгоритму:
ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
-
Пройдите инструктаж у заведующей отделением или специалиста по социальной работе.
2. Проведите с получателями социальных услуг профилактические беседы на темы:
«Наиболее распространенные схемы мошенничества»;
«Тактика мошенников»;
«Как правильно реагировать на попытку вовлечения в мошенничество»;
«Что надо знать, чтобы не стать жертвой мошенничества»
3. Обучите получателей социальных услуг основным правилам безопасности:
- не открывать дверь незнакомым людям;
- не верить на слово - проверьте информацию у официальных лиц;
- при возникновении подозрительной ситуации позвонить родственникам, друзьям, социальному работнику.
-
в случае сомнения позвонить в полицию – 02
-
единую службу спасения – 112
4. Раздайте и совместно изучите с получателями социальных услуг тематические памятки
-
С целью отработки навыков правильного и безопасного поведения смоделировать по сценарию с получателями социальных услуг различные ситуации по противодействию мошенничеству
ДЕЙСТВИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МОШЕННИЧЕСТВА
В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Незамедлительно прибыть к пострадавшему получателю социальных услуг
2. Сообщить о случившемся заведующей отделением, в правоохранительные органы по телефонам: единая служба спасения – 112, полиция – 02, 102
3. Помочь пострадавшему вспомнить все подробности, действия мошенников, их приметы.
4. Помочь объективно оценить причиненный ущерб.
5. Оказать помощь в обращении в отдел полиции, прокуратуру (помощь в написании заявления).
6. Совместно с пострадавшим проанализировать факт совершенного в отношении него мошеннического действия, выявить ошибки в поведении пожилого человека, проиграть ситуацию в формате «Как правильно поступить в подобной ситуации»
Социальные работники!
Помните, от вашей бдительности
зависит жизнь, здоровье и благосостояние
обслуживаемых вами пожилых людей!